За регистрацию прав на земельные участки всегда шла борьба между различными госорганами. На заре независимости регистрацией прав на участки ведали исполкомы местных советов, которые записывали регистрационные записи в бумажные книги, после них — органы земельных ресурсов. В начале нулевых инициативу перехватил Центр государственного земельного кадастра. Помимо регистрации документов на землю в бумажном виде (в Книгах записей), это госпредприятие должно было параллельно фиксировать документы на землю в электронном виде. Но, как потом выяснилось, в электронном формате этого практически никто не делал. Полноценная регистрация правоустанавливающих документов в бумажном формате и компьютерных базах стартовала лишь в 2011 году — когда полномочия по регистрации были возвращены органам земресурсов.
Перетягивание полномочий на этом не закончилось. Буквально через два года функцию передали Укргосреестру Министерства юстиции, и с 2013 года в Украине стали регистрировать не документы на землю (госакты, договоры аренды), а вещные права (собственности и пользования).
Но и Укргосреестр тоже долго не протянул. В январе 2015 года его ликвидировали, а функции этого госоргана унаследовали государственные регистраторы в составе Минюста.
1 января 2016 года произошла новая революция. Ее вызвало принятие изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», а также некоторые другие законодательные акты Украины. Согласно им, перечень лиц, которые могут регистрировать права на землю, кардинально пересмотрен.
Также можно обратиться в исполком местного совета или райгосадминистрацию при условии, что там по трудовому договору работает государственный регистратор.
Появился новый участник — аккредитованный субъект, который может регистрировать права при условии пребывания с ним в трудовых отношениях не менее трех регистраторов. При этом государственным регистратором может стать любой гражданин Украины, соответствующий нехитрым требованиям: высшее образование по специальности «Правоведение», владение государственным языком, не менее года опыта работы на госслужбе или не менее трех лет — в других сферах управления.
Получается, что регистраторы перестали быть государственными служащими. Их новый статус пока непонятен, но напоминает арбитражных управляющих — уполномочены государством на выполнение определенных функций, но в то же время «сами по себе». Это несколько настораживает. Ведь регистратор — это важнейший элемент системы гарантирования права на землю, предусмотренного Конституцией. А с таким туманным статусом трудно поверить, что государство что-то сможет гарантировать. Но последние изменения законодательства принесли и позитивные изменения. К ним относится разрешение передавать невостребованные земельные участки в аренду без регистрации права собственности. Этот вопрос находился в подвешенном состоянии уже три года, и наконец-то у законодателя дошли руки его разблокировать.
Еще один положительный момент — появилась возможность регистрации прав на сооружения даже при отсутствии зарегистрированного права на землю. Таким образом, разорван замкнутый круг, когда без земли не зарегистрируешь право на имущество и наоборот.
Кроме того, упрощен порядок регистрации прав на жилые дома, построенные до августа 1992 года. Теперь сделать это можно на основании выписки из похозяйственной книги по решениям советов о предоставлении земельных участков без проведения технической инвентаризации.
Таким образом, новый закон содержит положительные и прогрессивные нормы, которые способны облегчить жизнь заявителям и повысить уровень правового регулирования. Пока же Кабмин не примет все необходимые порядки и новоиспеченные регистраторы не подключатся к Реестру прав, процедуры регистрации, вероятно, будут проходить «со скрипом».
vse.media
http://ukrreal.info/ua
Немає коментарів